kadr1972 (gde_detsady) wrote,
kadr1972
gde_detsady

Categories:

Образцовое судебное решение о предоставлении места в детсаду рядом с домом

Дело № 2-5710/2017
РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации
10 июля 2017 года, г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Кетовой Л.С.,
при секретаре Билаш А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области об обеспечении ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства,
УСТАНОВИЛ:
Истица обратилась в суд с иском к ответчику, просит обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области создать и предоставить ФИО2, 01.08.2014 года рождения, свободное место в группе полного дня для детей в возрасте от 3 до 4 лет (возраст по состоянию на 01.09.2017 года) любого муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории дачного поселка Лесной городок или поселка ВНИИССОК.
В обоснование исковых требований ФИО1 указала, что 01.08.2017г. ФИО2 исполнится три года, в связи с чем на основании Указа Президента РФ от 07.05.2012г. № 599 ФИО2 подлежит безусловному обеспечению свободным местом в дошкольном образовательном учреждении с ликвидацией перед ней очереди, так как желаемая дата ее зачисления в образовательное учреждение уже наступила. С учетом наличия согласия истца на предложение других вариантов на территории пос. ВНИИССОК д/п Лесной Городок, наличие очереди впереди ФИО2 после наступления желаемой даты зачисления в МДОУ, не предоставление дочери истца свободного места в муниципальном ДОУ по месту жительства к желаемой дате зачисления ФИО2 в детский сад свидетельствует о ненадлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей и нарушают ее право на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
Истица в судебное заседание не явилась, представитель истца в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик представитель Администрации Одинцовского муниципального района Московской области в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала, по доводам, изложенным в представленных возражениях.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 3 Конвенции о правах ребенка (введена в действие с 15.09.1990) предусмотрено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры.
Часть первая ст. 43 Конституции РФ гарантирует каждому право на образование, а ч. 2 ст. 43 Конституции РФ закрепляет принцип и гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, а также в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ ”0б образовании в Российской Федерации”.
В силу ч. 3, 4 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации” в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования. Реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально- экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (п. 1 ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об образовании»).
Так, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: 1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); 2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); 3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Управление образования Администрации Одинцовского района Московской области в соответствии с п. 6,7 раздела 1 «Общие положения» Положения об Управлении образования, утвержденного постановлением Администрации от 14.03.2016 года № 1274, является отраслевым органом управления образованием в Одинцовском муниципальном районе.
Управление образования создает условия и организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования, осуществление присмотра и ухода за детьми, осуществляет учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, закрепление муниципальных образовательных учреждений за конкретными территориями Одинцовского муниципального района (п.5,7,10 Положения).
В судебном заседании установлено, что ФИО2, 01.08.2014 года рождения, по заявлению истицы ФИО1 (идентификационный номер ХХХ) зарегистрирована в Единой информационной системе на предоставление места (в порядке убывания приоритета) в муниципальных детских садах: МБДОУ ДС № 24 (Одинцовский район), в МБДОУ ДС № 23 (Одинцовский район), МБДОУ ДС № 16 (Одинцовский район). Затем в ЕИС на основании волеизъявления истицы внесены изменения: из желаемых детских садов оставлен только один - МБДОУ ДС № 24.
До настоящего времени ФИО2 ни в один из указанных детских садов не направлена.
Согласно п. 1 Рекомендаций по порядку комплектования образовательных дошкольных учреждений, утвержденных письмом Минобрнауки от 08.08.2013 года № 08-1063, учет детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования, осуществляется на едином портале в сети Интернет путем формирования электронной очереди - регистрации ребенка под определенным номером с учетом даты постановки на учет, возраста ребенка и наличия льгот.
Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций дошкольного образования воспитанниками на день подачи иска и по настоящее время регулируется Порядком приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 08.04.2014 года № 293, Административным регламентом предоставления муниципальной услуги «прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования, расположенные . на территории Одинцовского муниципального района от 25.09.2015 года № 3339, а также Порядком организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, создания условий для присмотра и ухода за воспитанниками в муниципальных образовательных учреждениях Одинцовского муниципального района Московской области, утвержденным Постановлением Администрации от 04.05.2015 года № 2297.
Так, согласно п. 4.1 Порядка организации комплектование дошкольных учреждений осуществляется посредством Единой информационной системы в автоматическом режиме с учетом: возрастных категорий детей, даты
постановки на учет ребенка для направления в дошкольное учреждение, преимущественного права на получение места в детском саду, наличия свободных мест в дошкольных учреждениях для каждой возрастной категории детей, даты желаемого зачисления в дошкольное учреждение.
Очередь в избранный детский сад у ребенка не подошла, согласно справке Управления образования от 16.06.2017 года № 2300 очередь ребенка истицы в МБДОУ ДС № 24 была 46, впереди детей льготной категории нет.
Свободных мест в соответствующих возрастных группах полного дня пребывания в избранном истицей дошкольном образовательном учреждении - детский сад № 24 не имеется.
Доказательства наличия права преимущественного приема ФИО2 в детский сад во внеочередном или первоочередном порядке не представлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона «Об образовании в РФ» в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, в избранных родителями вариативно-организационных формах-режимах пребывания в образовательном учреждении.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 15.06.2006 года № 5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов РФ или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
У ФИО2 подходящий возраст для получения дошкольного образования, а также выражена воля и документальное согласие родителей на решение вопроса ее устройства в другую образовательную организацию на территории поселка ВНИИССОК или дачного поселка Лесной городок в случае отсутствия свободных мест в выбранном детском саду.
В письмах Управления образования от 30.01.2017 года, от 02.02.2017 и от 16.02.2017 года истице предложены свободные места в муниципальных детских садах № 43 и № 50 для устройства ее дочери, между тем от указанных вариантов истице отказалась по причине транспортной отдаленности данных образовательных учреждений.
Данное обстоятельство истцом в судебном заседании не оспаривалось.
При отказе родителей от предложенных детских садов или при отсутствии их согласия изменяется желаемая дата поступления в детский сад на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учет (п. 4.17.2 Порядка организации).
В то же время приказом Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района № 2576 от 11.12.2015 года за территорией городского поселения Лесной городок закреплены детские сады № 6, №12, №24.
Отказа в предоставлении ФИО2 места в указанных детских садах на основании отсутствия свободных мест истице не поступало, доказательств обратного, ответчиком не представлено.
Окончательное укомплектование групп полного дня детских садов № 6 и № 12 не произошло, что нашло подтверждение в показаниях представителя ответчика, данных в судебном заседании.
Кроме того, суду не представлен отказ истицы от предоставления мест в избранные ею детские сады № 6 и №12 на территории городского поселения Лесной городок.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Способы защиты гражданских прав установлены в ст. 12 ГК РФ.
Таким образом, проанализировав вышеизложенное, оценив собранные о делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что истицей в соответствии со ст. 56 ГПК РФ представлены доказательства нарушения ее прав и законных интересов, а также интересов малолетнего ребенка, неправомерными действиями Администрации Одинцовского муниципального района при организации доступа в получении дошкольного бесплатного общего образования, что влечет удовлетворение заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 12, 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области об обеспечении ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства, удовлетворить.
Обязать Администрацию Одинцовского муниципального района Московской области создать и предоставить ФИО2 01.08.2014 года рождения свободное место в группе полного дня для детей в возрасте от 3 до 4 лет (возраст по состоянию на 01.09.2017 года) любого муниципального дошкольного образовательного учреждения на территории дачного поселка Лесной городок или поселка ВНИИССОК Одинцовского района Московской области.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Л.С. Кетова
Tags: Одинцово, право на детский сад, суд место в детском саду
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments