Мособлсуд обязал предоставить место в детском саду Истринского района ребенку 2014 года рождения

Судья Бардин М.Ю. Дело № 33-5004/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Хугаева А.Г.,
судей Клубничкиной А.В., Магоня Е.Г.,
при секретаре <данные изъяты> А.М.,
рассмотрев в судебном заседании 15 февраля 2017 года апелляционную жалобу <данные изъяты> на решение Истринского городского суда Московской области от 26 октября 2016 года по делу по иску <данные изъяты> к Администрации Истринского муниципального района об обеспечении ребенка местом в муниципальном дошкольном учреждении,
заслушав доклад судьи Хугаева А.Г., объяснения <данные изъяты> В.А.,

УСТАНОВИЛА:
<данные изъяты> В.А. обратился в суд с иском к Администрации Истринского муниципального района, в котором просил обязать ответчика в течение одного месяца сформировать для <данные изъяты> И.В. новое свободное место в возрастной группе полного дня для детей в возрасте от 2 до 3 лет МДОУ, расположенного в границах д. Черная Истринского района, и предоставить ему данное свободное место.
Требования мотивированы тем, что истец является отцом <данные изъяты> И.В. 19.03.2014 года рождения. 31 июля 2015 года <данные изъяты> В.А. обратился с заявлением на имя начальника управления образованием Администрации Истринского муниципального района об оказании содействия в предоставлении его сыну места в МДОУ Истринского района. В тот же день его заявление зарегистрировано в ЕИС и присвоен идентификатор. Для зачисления сына в заявлении им указан МДОУ ЦРР №14-2 «Аленький цветочек», сообщил о необходимости полнодневного (10,5-12 часового) пребывания сына в МДОУ. В заявлении истец указал на возможность других вариантов, в случае отсутствия в данном МДОУ свободных мест к выбранной дате зачисления. Место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении по месту жительства сына не было предоставлено, что лишило его доступа к бесплатному дошкольному образованию, на период 21.04.2016 года его сын находится в очереди в МДОУ «Аленький цветочек» на 132-й позиции.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Решением Истринского городского суда Московской области от 26 октября 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с данным решением, <данные изъяты> В.А. обжалует его и просит в апелляционной жалобе решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, согласно положениям ст. 327.1 ГПК РФ, п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции", исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 31.07.2015 года <данные изъяты> В.А. подано заявление начальнику «Управления образования Администрации Истринского муниципального района» с просьбой оказать содействие в предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в «Истринский муниципальный район» для его ребенка <данные изъяты>, 19.03.2014 года рождения. Приоритетным является МДОУ №14-2, с датой желаемого зачисления 01.09.2016 года на полный день (10,5- 12-часового пребывания). В случае отсутствия мест в указанных- приоритетных детских садов другие варианты возможны.
Согласно справке МДОУ ЦРР №14 группы раннего возраста укомплектованы в полном объеме, свободных мест нет.
Согласно справке Администрации Истринского муниципального района в единой информационной системе «Зачисление в ДОУ» впереди <данные изъяты> 2014 года рождения числится 76 детей возрастной категории от 2 до 3 лет, которые ожидают места в детский сад №14.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 11-12 ГК РФ, положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-Ф3 "Об образовании", вступившего в силу с 01 сентября 2013 года, Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из того, что права истца не нарушены, поскольку вышеназванными нормами законодательства предусмотрен отказ в приеме в общеобразовательную организацию по причине отсутствия мест, родители <данные изъяты> И.В. не обращались в Администрацию Истринского муниципального района с заявлением о зачислении ребенка в другое учреждение и отказа о зачислении в другую организацию не имеется.
Судебная коллегия полагает, что решение суда принято с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" и Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), а также учет детей, подлежащих обучению по указанным образовательным программам, отнесены к полномочиям муниципальных районов и городских округов (статьи 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статья 9 Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ).
Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с названным федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство вместе с тем закрепляет определенный порядок и условия, при которых предоставляется место в образовательном учреждении, принимая во внимание лиц, которым в соответствии с действующим нормативным регулированием предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.
Исходя из изложенных норм закона к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования.
Вывод суда первой инстанции о том, что истцом не представлено доказательств обращения родителей <данные изъяты> И.В. с заявлением о зачислении ребенка в другое учреждение и отказа о зачислении в другую организацию, противоречит материалам дела.
В обоснование исковых требований <данные изъяты> В.А. представлено заявление начальнику «Управления образования Администрации Истринского муниципального района» с просьбой оказать содействие в предоставлении места в дошкольном учреждении в «Истринский муниципальный район» для <данные изъяты> И.В. 19.03.2014 г.р.
В указанном заявлении истец указал на свое согласие предлагать ему другие варианты, в случае отсутствие мест в указанном детском саду.
Согласно справке Администрации Истринского муниципального района в единой информационной системе «Зачисление в ДОУ» впереди <данные изъяты> 2014 года рождения числится 76 детей возрастной категории от 2 до 3 лет, которые ожидают места в детский сад №14.
Правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 15 мая 2006 года N 5-П, определено, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения. Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств. Органы местного самоуправления в случае недостаточности собственных денежных средств для возмещения расходов, связанных с содержанием детей в детских дошкольных учреждениях, вправе требовать возмещения соответствующих расходов за счет бюджета другого уровня.
Следовательно, возможность реализации детьми права на получение дошкольного образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования и носящих дискриминационный характер по отношению к тем или иным категориям субъектов этого права.
С учетом изложенного, непредоставление места в детском дошкольном учреждении при наличии волеизъявления правообладателя свидетельствует о нарушении конституционного принципа общедоступности дошкольного образования.
При этом, судебная коллегия отмечает, что отсутствие свободных мест в МДОУ ЦРР №14, существующую очередность предоставления мест в дошкольное учреждение, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку администрация муниципального образования обязана принимать меры для организации сети детских дошкольных образовательных учреждений, а в случае недостаточности - расширять их. При этом реализация прав одних граждан на получение дошкольного образования должна осуществляться не за счет ущемления прав других, а посредством увеличения числа мест в дошкольных учреждениях.
Заявленный истцом месячный срок для исполнения судебного решения со дня вступления его в законную силу является разумным.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции с вынесением по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Истринского городского суда Московской области от 26 октября 2016 года – отменить. Постановить по делу новое решение.
Исковые требования <данные изъяты> к Администрации Истринского муниципального района об обеспечении ребенка местом в муниципальном дошкольном учреждении – удовлетворить.
Обязать Администрацию Истринского муниципального района в течение одного месяца сформировать для Солгалова <данные изъяты> 19.03.2014 года рождения новое свободное место в возрастной группе полного дня для детей в возрасте от 2 до 3 лет по состоянию на 1 сентября 2016 года муниципального дошкольного учреждения, расположенного в д. Черная Истринского района, и предоставить данное свободное место.
Председательствующий
Судьи
Источник